25 декабря 2015 года
Интервью для сайта «Маркетинг с азов»
Творческие проекты часто остаются в тени из-за того, что их владельцы пренебрегают современными способами продвижения. Они не верят в рекламу, не понимают механизмов её действия, скромничают, думают, что это слишком дорого или еще по каким-то причинам избегают огласки. И проекты с хорошими изначальными задумками, способные кого-то осчастливить, остаются неизвестными массовой публике и порой просто закрываются.

Стилист Наталья Качура расскажет, почему она не любит рекламу, скептически относится к маркетологам, а также поведает, как продвигаться, не тратя средств на рекламу и пиар.
Наталья, расскажите про свой проект. И проект ли это? Как вы сами называете то, чем занимаетесь?

Я не очень-то знаю, что такое «проект», так же, как не знаю, каким вообще словом назвать то, чем занимаюсь. Когда меня об этом спрашивают, я вечно не знаю, что сказать: слово «стилист» и подзатягалось уже, и оно с большой претензией, которой я сама не имею. А слово «имиджмейкер» вообще неприятно мне - и по смыслу, и просто даже потому что оно нерусское. Я об этом обо всём как-то раз написала даже заметку. Поэтому я — Наташа Качура.

Как так получилось, что после похода к стилисту вы сами стали заниматься стилем? Как вы поняли, что это «ваше»?

Ничто в жизни (ну, кроме сна ещё – люблю поспать ) мне не желанно так, как видеть результаты своего влияния на окружающее. Если мне кажется, что я могу кого-то сподвигнуть на то, чтобы сделаться красивее, радостнее, смелее, свободнее — я непременно за это ухвачусь. Есть несколько случаев, когда я могу думать, что моё вмешательство в жизнь человека принесло ему заметную пользу, и это меня радует, как мало что другое. Ну и просто хорошие перемены я приношу часто — как же тут не почувствовать, что это «моё»!

Каким вы видите вашего идеального клиента?

Мой идеальный клиент — тот, кто после меня не остановился. Тот, кто делится со мной происходящим: даёт мне возможность видеть плоды нашей совместной работы, и «собирать статистику» такого рода: кто (по стилю, по возрасту, характеру и так далее), как именно действует, и что из этого получается. Тот, кто рассказывает обо мне, и не просто рассказывает, а начинает выглядеть так, что другие расспрашивают его обо мне сами. Тот, кто не ограничился моим курсом или консультацией, а заинтересовался и тем лучшим, что я рекомендую (работой с телом у лучшего в городе тренера, пошивом одежды и ремонтом обуви у лучших мастеров). Тот, кто способен чувствовать благодарность, и кто умеет её проявить вслух.
Мы знаем, что долгое время вы работали только вживую, отказываясь от онлайн-консультаций. А сейчас есть ли возможность попасть к вам на удалённую консультацию?

Онлайн я стала консультировать. Единственное, чего я больше не делаю удалённо — не берусь однозначно цветотипировать, потому что не раз доводилось исправлять онлайновые ошибки коллег, и мне невыносима мысль, что, возможно, и я сама ошибалась, и кто-то за мной переделывал работу так же, как переделывала её за другими я.

Иногда такие ошибки оборачивается для людей огромные тратами на негодные вещи, а доставивший им эти неприятности даже и не знает об этом. Вполне возможно, что и среди обращавшихся ко мне такие люди есть. Теперь хотя бы можно предотвратить такое в будущем. Наглядно всё объясняется здесь.

Есть ли у вас помощники/сотрудники? Какова их роль в проекте?

Сотрудников нет, я одиночка, а помощников много. Это координаторы курсов и семинаров в Минске и, теперь вот, в Москве. И, конечно, это тренер Ассоль и мой муж — они помогают с проведением курсов и семинаров в Хайфе.

«Наталья Качура» — это уже бренд, особый, узнаваемый в узких кругах стиль. Как вы к этому относитесь и планируете ли развивать дальше эту идею?

Спасибо, звучит здорово. Отношусь как к сокровищу, непрерывно прислушиваюсь к себе, не начала ли зазнаваться и считать себя самой крутой, помню о том, что моё «образование» в этой области — всего лишь 36 часов «курса», несколько семинаров и мастер-классов у коллег, чтение книг и сайтов по теме, и только.

Почти всё, чему я учу — это мои наблюдения за людьми и выводы. Время от времени я провожу бесплатные встречи для тех, кто у меня учился, где дорассказываю о том, что сама узнала нового, или вношу «поправки» — мол, «помните, я говорила то-то и то-то? Так вот оказалось, что бывает ещё вот так и вот так», или даже «…а вот это я вообще беру обратно — жизнь показывает, что это всего лишь стереотип, а на деле всё совсем иначе».

Развивать своё дело как-то специально — таких планов нет, есть желание всегда оставаться маленьким, штучным бизнесом: ни с кем не объединяться, не обзаводиться сотрудниками или школой. Иметь возможность отказываться от чего бы то ни было, если мне это не в радость.

И животрепещущий вопрос. Вы говорите, что не любите маркетинг и рекламу, как же вы продвигаете свой проект? Как о вас узнают клиенты?

Как продвигаю… да бог его знает! Я давно в интернете, меня многие знают ещё с тех пор, как я была флористом, а не «Наташей Качурой».

Я много пишу, рассказываю искренне, показываю щедро. Мне кажется, что я никак не продвигаю свой проект в том смысле, что вкладывается в слово «продвижение», не плачу денег за то, чтобы ко мне пришли какие-то посторонние люди.

Я делюсь тем, что происходит, своими сомнениями и восторгами. Клиенты обо мне узнают по большей части от тех, кто у меня побывал. Или видят, что человек вдруг начал неудержимо хорошеть, смелеть, здороветь и радоваться жизни. Или читают его комментарий/пост об этом. Или видят «лайк» под каким-то моим рассказом или фото с курсов. Если «зацепило» — интересуются, подписываются, читают, затем приходят.

А почему не сложилось с рекламой? У вас был негативный опыт?

Моя реклама это похорошевшие люди. Такая реклама работает безупречно (если только человек не делает из этого тайны, а так тоже бывает).
Давать рекламу (где бы то ни было) мне даже думать неохота: я из тех людей, кто по старинке полагает, что всё настоящее люди и сами с радостью продвинут.

Я считаю, что если за продвижение чего-то надо платить — значит, это не настолько хорошо, чтобы заинтересовать собой без вложений.

Негативного опыта не было, потому что я и никогда не делала рекламы: мне неловко даже думать об этом — заплатить кому-то, чтоб он тебя похвалил, рассказал о тебе, предложил тебя? Ох! За это и не люблю маркетинг. Мне кажется, это всегда не совсем искренне.

Но я несколько раз платила за посты на Фейсбук — это считается? Это случилось, когда я обнаружила, что бесплатно он просто не показывает мои публикации. И я платила за важные для меня посты.

Какой бы метод продвижения вас идеально устроил?

Оооо! Идеальное продвижение — это посты обращавшихся ко мне. С фотографиями. С рассказом о том, как и что было, и какие у них планы в связи с увиденным и понятым, и как именно они намерены действовать, и как они выглядели до курса, а как на курсе, и как сейчас, и как хотели бы, к кому и за чем именно они намерены обратиться для этого.

Я хочу стать с любовью передаваемым из рук в руки ценным специалистом. Таким, как те, кого предлагаю своим занимающимся я. Это, к сожалению, редкость: люди стесняются, считают, что не умеют писать, полагают что их мнение не имеет особого значения, говорят что не имеют времени на записи — даже если остались очень довольны. И каждый такой пост-отклик, если он случается-таки — это праздник для меня.

Какие выгоды проекту дает общение через социальные сети? Есть ли какой-то фильтр для поклонников/интересующихся или к общению допускаются абсолютно все?

Общаюсь со всеми, фильтрация происходит по мере общения, сама собой: взгляды у меня вполне определённые, я их не скрываю. Те, кому они не годятся, просто сами перестают интересоваться мной и моим делом, я думаю. Соцсети — это такая же реальность, как и жизнь вне компьютера, совершенно настоящая, живая.

Вы общаетесь на личные и рабочие темы в разных социальных сетях – где находится уже достаточно «тёплая» публика? Какие соцсети «не работают» на ваш проект?

Это, видимо, нельзя знать наверняка, потому что большинство людей предпочитают молча наблюдать и читать. Но точно знаю, что первые лет пять больше всего работал Живой Журнал, а теперь, несомненно, главный мой помощник — это Фейсбук

Есть ли так называемый постпродажный сервис? Ведь это тоже маркетинг. Вы работаете с уже состоявшимися клиентами или просто решаете их проблемы и расстаётесь?

Ещё как есть!

Я единственный «стилист», цель которого — одноразовое обращение человека ко мне за деньги, а дальнейшее общение происходит уже на равных, в специальной группе, где можно советоваться и продолжать работу бесплатно, вместе с сотнями других обращавшихся.

Как вы видите проект в будущем?

Только камерность, только «штучность» товара, только моя ответственность за происходящее.
Какие советы по развитию вы можете дать начинающим частным специалистам, творческим личностям, предпринимателям?

  • Найти людей, которые в вас поверят и поддержат морально (среди близких, или друзей). Хотя бы на первых порах.

  • Найти близкого по духу бизнес-тренера (у меня это были Наташа Мазор, Тани Затуловски, Александр Деревицкий, Мария Губина).

  • Рассказывать о своём деле на своих страницах настолько часто и честно, сколько есть желания — не заставляя себя, но и не ограничивая.

  • Обращаться к тем, с кем работал, с вопросами — не всегда люди сами готовы рассказать, что и как, а по просьбе, случается, говорят очень важные для будущей работы вещи.

  • Показывать процессы того, чем занимаешься — что бы это ни было: людям интересно знать «кухню».

  • Делиться сомнениями и переживаниями, а не только радостями: мир полон «фотошопа» и «глянца» (даже касательно чувств), это уже в печёнках сидит, а искренние вещи, грустные события и чужие ошибки, в исправлении которых можно помочь, или просто даже утешить — это то, что людям важно было всегда, и останется важным вечно.

Беседовала Мария Губина
Для сайта azconsult.ru